Культурно-зрелищная индустрия РФ в 2014 году

09.09.15 22:32     Раздел: Музыка  Рубрика: Рейтинги и аналитика
Культурно-зрелищная индустрия РФ в 2014 году

Предварительные результаты комплексного исследования

Комплексное исследование культурно-зрелищной индустрии проводится информационным агентством InterMedia с 1994 г. Исследование за 2014 г. проводится по усовершенствованной методике, соответствующей последним изменениям в структуре и бизнес-моделях индустрии. В ходе работы были проанализированы финансовые показатели всех секторов и сегментов экономики, использующие музыкальные, драматические, музыкально-драматические, хореографические, сценографические и аудиовизуальные произведения на территории РФ. Расчеты включают выручку от розничных продаж, спонсорские взносы, государственное финансирование, гранты и другие виды доходов. Внутренние финансовые расчеты между участниками индустрии (например, между промоутером и билетным агентством, между артистом и издательством, между киностудией и прокатной сетью, между автором и авторским обществом) не обрабатываются во избежание двойного учета. В ходе проведения последних исследований InterMedia выявилась также невозможность использования официальной статистической информации в силу применения Росстатом формальных методик и градаций, не соответствующих реалиям индустрии (те же проблемы присущи отраслевому классификатору ОКВЭД). Относительно детально отслеживается лишь деятельность государственных театров и цирков, однако практичеки отсутствуют данные по концертной деятельности или звукозаписи, радиовещанию, интернет-индустрии (к примеру, в ежегоднике и открытых данных Росстата вообще отсутствуют термины «концерт», «музыка», «запись»). В этой связи в методологии настоящего исследования широко используются экспертные опросы и методы корреляционного анализа. Исследование не включает следующие секторы: литература, изобразительное искусство, архитектура, игровая индустрия, художественная самодеятельность, общее (не профильное) образование, спорт, СМИ, музейно-выставочная деятельность, бизнес-мероприятия, мерчандайзинг, производство и торговля музыкальными инструментами, культурная деятельность силовых структур. Не учитываются инвестиции, капитальные вложения и кредитование в отрасли. Для удобства оценок и сравнений вся индустрия разделена на три группы по видам потребления продуктов и услуг: – зрелищные мероприятия и услуги; – распространение аудио- и видеозаписей; – иные сегменты.

Культурно-зрелищная индустрия РФ в 2014 г.

Сектор (сегмент) индустрии Оборот
(млн руб.)
Зрелищные мероприятия афишные (концерты, спектакли, иные представления в живом исполнении) 70 700
Зрелищные мероприятия неафишные (частные, государственные, корпоративные, ивенты — только поступления в индустрию) 19 000
Кино (прокат и дотирование) 54 300
Радиостанции (только музыкальные) 15 497
Общественное питание, торговля, транспорт (только поступления в индустрию) 3 901
Продажи физических носителей (музыка) 843
Продажи физических носителей (кино, видео) 1 100
Легальные сервисы аудио 8 500
Легальные сервисы видео 3 200
Нелегальные сервисы аудио 1 800
Нелегальные сервисы видео 2 200
Лицензирование образа (звезды музыки, кино, театра — кроме СМИ, спорта и политики) 127
Лицензирование музыки (реклама, телевидение, игры и др.) 65
Профильные СМИ (новости и критика — музыка, кино, театр) 170
Музыка на специализированных, спутниковых, кабельных каналах ТВ 720
Кино на специализированных, спутниковых, кабельных каналах ТВ 1 280
Программы на больших ТВ-каналах (только доля музыки и кино) 139 204
Предоставление доступа в интернет (только доходы от аудио- и видеотрафика) 294 100
Продажи бытового электронного оборудования (только доля музыки и видео) 325 071
ИТОГО 941 779

Мегадиаграмма (!!!)

Распределение секторов индустрии по видам потребления Оборот
(млн руб.)
Зрелищные мероприятия (услуги) 144 000
Распространение записей 797 482
Иное 297
ИТОГО 941 779

Диаграмма 2 (!!!)

1. Зрелищные мероприятия и услуги

Этот сектор изучался на базе мониторинга исходных данных Департамента маркетинговых исследований InterMedia — полной базы данных о зрелищных площадках РФ, их вместимости, посещаемости, стоимости билетов с учетом зонирования и сезонных колебаний. Консультации были проведены с ведущими экспертами отрасли. Учтены только зрелищные мероприятия, созданные силами и при помощи профессиональных исполнителей, режиссеров, сценаристов, сценографов и других специалистов. Не учтены зрелищные мероприятия, представляющие собой воспроизведение фонограмм (дискотеки), мероприятия художественной самодеятельности.

Зрелищные мероприятия афишные (концерты, спектакли, иные представления в живом исполнении)

В таблице представлены расчеты только по мероприятиям, проведенные с предварительным объявлением (анонсированием) имен исполнителей или названий шоу (концертов, спектаклей) и сбором платы за вход со зрителей. Использование этой методики исключает из расчетов фоновые и вспомогательные варианты профессионального музыкального и театрального исполнительства (к примеру, оркестры в парках, аниматоры на массовых мероприятиях, детские утренники, живое исполнение в предприятиях общепита, если коллектив или диджей не объявляется заранее, и т. д.). При расчете дотирования мероприятий учтены поступления из бюджетов всех уровней, от частных и общественных организаций.

Субъект федерации Кол-во постоянных коллективов и солистов Кол-во мероприятий Кол-во концертных организаций и промоутеров Кол-во площадок Общая вместимость площадок Кол-во проданных билетов Поступления от продажи билетов, млн руб. Дотирование из различных источников, млн руб. Всего поступлений
Москва и Московская область 1 738 240 000 2 387 1 408
Санкт-Петербург и Ленинградская область 293 120 000 489 397
Остальные 2 669 220 000 2 035 2 405
Всего РФ 4 700 580 000 4 911 4 210 2 800 000 68 000 2 700 70 700

Источник: InterMedia

Зрелищные мероприятия (частные и корпоративные, ивенты)

Критерием отнесения ко второй части сектора является отсутствие платы за вход на мероприятие для его зрителей. Факт объявления имен исполнителей и названий шоу в этом случае не имеет значения. Учтены только поступления в индустрию от заказчиков — оплата работы исполнителей, ведущих, режиссеров, других специалистов индустрии, сценографию, прокат оборудования, транспорт, проживание, питание, аренду помещений, другие расходы. При расчетах использованы открытые данные компаний и общественных организаций, экспертные оценки.

Источник финансирования Доходы (млн руб.)
Бюджеты компаний, общественных организаций, профсоюзов 7 800
Федеральный и местные бюджеты 6 400
Частные лица 4 800
ИТОГО 19 000

Источник: InterMedia

Кинопрокат

Происхождение продукции Кол-во площадок Кол-во проданных билетов (млн) Доля в общем кол-ве проданных билетов Средняя стоимость билета (руб) Выручка (млн руб.) Доля в общей выручке Дотирование из различных источников Всего поступлений
Зарубежная кинопродукция 157 0,82 245 38 400 0,83
Отечественная кинопродукция (включая совместные) 34 0,18 231 7 900 0,17 8 000
ИТОГО 191 1,00 243 46 300 1,00 8 000 54 300

Источник: ООО «КиноЭкспертиза»

2. Распространение аудио- и видеозаписей

В отчетном году практически завершился процесс перехода потребления записей музыки и кино с физических носителей на сетевые - скачивание (сохранение записи на компьютер потребителя) и стриминг (просмотр и прослушивание записей со сторонних серверов). Продажи CD и DVD многократно сократились за последние 10 лет (CD — в 25 раз с 487 млрд руб. в 2004 г.), большая часть специализированных сетей розничной торговли прекратила существование, этот сегмент рынка перестал играть сколько-нибудь заметную роль в индустрии. В то же время потребление музыки и кино через цифровые сети выросло в тысячи раз.

Распространение на физических носителях

Данные о продажах физических носителей рассчитываются экспертами InterMedia на базе данных, полученных от рекорд-лейблов, заводов-производителей, международных концернов, дистрибьюторов и рохзничных продавцов с привлечением авторитетных экспертов отрасли. Обвальное падение продаж наблюдается по всем форматам продукции. В последние годы наблюдается рост продаж LP (виниловые пластинки), однако это крайне незначительный сегмент.

Год DVD, млн копий DVD, объем продаж (млн руб.) СD, млн копий СD, объем продаж (млн руб.)
2013 10,7 1 900 6,200 1 215
2014 5,8 1 100 3,230 843

Данные InterMedia и М_Видео

Распространение через цифровые сети (интернет, мобильные)

В 2014 г. продолжался рост объема индустрии широкополосного доступа в интернет — как в сегменте проводного доступа (подключение домохозяйств и компаний), так и в мобильном сегменте. Лидерами рынка являются Ростелеком, ЭР-телеком, Вымпелком и МТС.

Виды договоров Выручка, млн.руб
Домохозяйства 117 000
Корпоративный сектор 48 000
Мобильный сектор 181 000
ИТОГО 346 000

Источник: TMT Консалтинг

Доступ в интернет используется потребителями в основном для развлечений, в первую очередь — для просмотра видео и прослушивания музыки. В соответствии с OnLife-углубленным изучением интернет-поведения россиян, проводимым Comcon-2, не менее раза в квартал 94% потребителей смотрит и скачивает видео, 89% — слушает и скачивает музыку. Ниже приведены данные о долях различных видов контента в мировом интернет-трафике, опубликованные компанией Cisco. Данные Комкон-2: http://www.comcon-2.com/default.asp?artID=2838

Распределение видов контента в мировом интернет-трафике (данные Cisco, 2014 г.)

Диаграмма 3 (!!!)

Исходя из опубликованных цифр эксперты InterMedia провели расчеты доли выручки интернет-провайдеров России, полученной ими непосредственно за доступ к музыке и кино. Для этого общая сумма, полученная интернет-провайдерами России от предоставления доступа в интернет, была распределена в соответствии с данными Cisco.

Виды контента доля в объеме % Выручка, млн.руб
Общая выручка за широкополосный доступ 100 346 000
Видео 59 204 140
Музыка 8 27 680
P2P (музыка и кино) 18 62 280
ИТОГО музыка и кино 85 294 100
Остальное 15 51 900

Источники: InterMedia, Cisco, TMT Консалтинг

В культурно-зрелищной индустрии РФ продолжают свою работу также и сервисы, предоставляющие потребителю видео- и аудиоконтент с помощью скачивания и стриминга (розничная и рекламная модель). Практически все эти сервисы реализуют контент нелегитимно — исключением является небольшое количество (менее 15) легальных структур, заключающих договоры с правообладателями. Вступление в силу в 2014–2015 гг. изменений в антипиратском законодательстве в целом положительно повлияло на легальные сервисы: в первой половине 2015 г. рекорд-лейблы и издательства заключили несколько официальных договоров с бесплатными пиратскими сервисами, что позволило им несколько увеличить выручку. Однако, по мнению экспертов InterMedia, драйвером роста индустрии этот тренд не станет в силу незначительности сумм. Лидер рынка в этом сегменте — онлайн-кинотеатр ivi.ru показал выручку в 2014 г. всего в 728 млн руб. при нулевой прибыли. Для сравнения: Ростелеком в 2014 г. за доступ к музыкальному и видеоконтенту, включая торренты и др., получил от населения 35,66 млрд руб. (85% от общего дохода от ШПД 41,95 млрд руб.) при нулевых расходах на контент. Остальные компании этого сегмента либо планово убыточны, либо не открывают отчетность, в связи с чем некоторые эксперты считают развитие этого сегмента в существующих условиях бесперспективным. Сейчас оборот легальных сервисов предоставления аудио- и видеоконтента составляет менее 1,2% общего оборота индустрии, пиратских — менее 0,4%.

Выручка от аудио- и видеоконтента в цифровых сервисах РФ
Кол-во сервисов Выручка, млн руб. Доля (%) Примечание
Аудио — загрузка и стриминг (легальные сервисы) 2 000
Ringbacktones RBT (легальные сервисы) 6 500
ВСЕГО легальные сервисы аудио 8 500
Видео — загрузка и стриминг (легальные сервисы) 3 200
ВСЕГО легальные сервисы видео 3 200
ВСЕГО пиратские сервисы аудио 1 800
ВСЕГО пиратские сервисы видео 2 200
ВСЕГО легальные и пиратские сервисы аудио и видео 15 700

Источники: InterMedia, отраслевой доклад РАЭК, Digital Citizens Alliance

Бытовое электронное оборудование с возможностью воспроизведения и записи музыки и видео

В приведенных ниже расчетах использованы данные о продажах бытового электронного оборудования в России, опубликованные T-Adviser и M-Видео. Расчеты объемов потребления музыки и видео с помощью указанного оборудования (по товарным группам) проведены экспертами InterMedia на базе собственных исследований и открытых источников. Эти расчеты были использованы для определения размеров дохода, связанного с потреблением музыки и кино, полученного от реализации бытового оборудования по каждой из товарных групп.

Продажи бытового электронного оборудования с возможностью воспроизведения и записи музыки и видео
Товарная группа Выручка, млн руб.
Мобильные телефоны и смартфоны 272 000
Телевизоры 198 000
Аудиосистемы 8 100
Персональные компьютеры 147 820
Наушники 8 500
Ноутбуки 115 000
Планшеты 79 300
Всего 828 720

Источники: T-AdviserM-Видео

Распределение времени использования электронной техники потребителями
Активность Минуты %
Аудио и видео (включая фоновый режим) 34
Игры 42
Общение, работа 44

Источники: InterMedia, emarketer.com, campaignbrief.com

Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования бытовой техники
Товарная группа Выручка, млн руб. Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования потребителем, % Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования потребителем, млн руб.
Мобильные телефоны и смартфоны 272 000 20 54 400
Телевизоры 198 000 70 138 600
Аудиосистемы 8 100 100 8 100
Персональные компьютеры 147 820 34 50 259
Наушники 8 500 90 7 650
Ноутбуки 115 000 34 39 100
Планшеты 79 300 34 26 962
Всего 828 720 325 071

Радиостанции

При расчете сектора радио были использованы данные о доходах радиостанций, полученные от АКАР. На следующем этапе была определена доля аудитории, отдающая предпочтение музыкальному радио (экспертиза InterMedia по открытым данным АКАР и Медиалогии), после чего в результате сопоставления выведен размер дохода, относящийся к реализации музыкального продукта населению по рекламной модели.

Вид Доля (%) Поступления от рекламы, млн руб. Доля поступлений от дотирования и других источников, % Дотирование и другие источники, млн руб. ИТОГО Отчисления в ОКУП (млн руб.)
ВСЕ РАДИО 100 16 900 31 5 239 22 139
Музыкальное радио 70 15 497
ИТОГО

Программы на основных общественно-политических телеканалах, посвященные музыке, кино, театру

В соответствии с предложенной методикой эксперты InterMedia рассчитали объемы эфирного времени программ, связанных с музыкой, кино и театром на всех больших телеканалах с распределением по типам программ. На следующем этапе эти данные были сопоставлены с доходами указанных телеканалов от рекламы, полученные от АКАР, а также доходами от дотирования и других источников, расчитанными экспертами InterMedia по данным, полученным от Росстата, телеканалов и государственных органов, после чего были выведены объемы доходов, связанных с музыкой, кино и театром. Доходы малых каналов включены в расчеты полностью в соответствии со специализациями.

Доходы основных общественно-политических каналов
Виды доходов Доходы (млн руб.)
Реклама 155700
Дотирование и иные доходы 80000
ИТОГО 235700
Программы ТВ, посвященные музыке, кино, театру на основных каналах
Вид программы Доля в общем хронометраже, % Доля от общего дохода, млн руб.
ВСЕГО 100 235 700
Праздничные концерты 1,05 2 475
Реалити-шоу 1,27 2 993
Ток-шоу с участием звезд 0,36 849
Кино 22,68 53 457
Сериалы 28,2 66 467
Другие телепрограммы посвященные музыке, кино, театру 5,5 12 964
Всего 59,06 139 204
Музыка на специализированных, спутниковых, кабельных каналах ТВ
Вид телеканала Абонентская плата, млн.руб. Поступления от рекламы, млн.руб. Дотирование и другие доходы телеканалов Всего Отчисления в РСП (млн.руб.)
Спутниковые каналы 351 369 0 720

Источники: InterMedia, АКАР

Кино на специализированных, спутниковых, кабельных каналах ТВ
Вид телеканала Абонентская плата, млн.руб. Поступления от рекламы, млн.руб. Дотирование и другие доходы телеканалов Всего Отчисления в РСП (млн.руб.)
Спутниковые каналы 624 656 1 280

Источники: InterMedia, АКАР

Поступления от предприятий общественного питания, торговли, транспорта (включая прямые выплаты и сборы ОКУП)

Предприятия общественного питания, торговли, транспорта и других отраслей постоянно используют для повышения доходов работу представителей культурно-зрелищной индустрии. Информация о суммах, выплачиваемых такими предприятиями через ОКУП, получена из отчетности ОКУП. Данные о прямых выплатах — результат обобщения экспертных опросов InterMedia.

ОКУП Общие поступления ОКУП, млн руб. Доля предприятий (%) Поступления в ОКУП от предприятий (млн руб.) Прямые выплаты ИТОГО
Авторы 4 586 62 2 843 0 2 843
Исполнители и производители фонограмм 900 62 558 500 1 058
ИТОГО 3 401 500 3 901

3. Иное

Указанные отрасли являются крайне закрытыми, потому единственный способ их изучения - обобщение экспертных оценок.

Лицензирование образа (звезды музыки, кино, театра, кроме СМИ, спорта и политики)

Выручка, млн.руб.
Реклама 25
Программы ТВ 60
Товары массового спроса 22
Электронные игры 20
ИТОГО 127

Профильные СМИ (новости и критика — музыка, кино, театр)

Вид СМИ Выручка, млн.руб. Реклама, млн.руб. Госфинансирование, млн. руб.
печатная пресса 100
интернет-СМИ (новостные) 70
ИТОГО 170

Лицензирование музыки (реклама, телевидение, игры)

Вид лицензирования Выручка, млн.руб.
Синхронизация в телепередачах 30
Синхронизация в рекламных материалах 25
Синхронизация в электронных играх 10
ИТОГО 65

Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.